Аналитика
Компания Carlsberg заявила, что проект закона, внесенный в Госдуму России и предполагающий рост налоговых ставок на пиво на 200% в 2010 году, а затем на 11 и 20% в 2011 и 2012 годах, сорвет планы датских пивоваров по увеличению продаж в России, пишет в понедельник, 5 октября, газета The Wall Street Journal.
 
В итоге ставка акциза на пиво в 2010 году вырастет до 9 рублей за литр с нынешних 3, в 2011 году она поднимется до 10 рублей, а в 2012-м — до 12 рублей за литр, говорится в проекте бюджета, который опубликован на сайте Госдумы. Акцизы на иную слабоалкогольную продукцию с долей этилового спирта до 9%, спиртосодержащую продукцию и вино в 2010—2012 годах предлагается повысить на 30%.
 
Установить пропорции
 
На сегодняшний день доля Carlsberg на российском рынке пива, по данным самой компании, составляет порядка 41%. По мнению пивоваров, у них осталось несколько недель для противодействия новым правилам, прежде чем закон будет утвержден российским президентом Дмитрием Медведевым. В частности, в переговорах с российскими властями против непропорционального повышения акцизов принимает участие исполнительный директор Carsberg Йорген Буль Расмуссен. По его словам, увеличение инициатива российского правительства негативно отразится не только на финансовых результатах Carlsberg, но и подорвет позиции конкурентов.
 

 
Оценки темпов роста российского рынка пива, третьего по объемам после рынков Китая и США, позитивные. По оценкам шведской компании Handelsbanken, параллельно с ростом доходов, в период с 2001 по 2007 годы потребление пива на человека увеличилось на две трети и составило 75 литров в год.
 
«Если этот законопроект будет принят, я глубоко убежден, что он негативным образом скажется не только на пивном секторе, но и повлечет за собой негативные последствия для российской экономики и занятости, а также для иностранного инвестиционного климата в России», – цитирует WSJ заявление Антона Артемьева, старшего вице-президента Carlsberg в Восточной Европе. Аналогичные опасения еще в августе этого года высказывали представители крупнейших пивоваренных компаний Heineken NV и SABMiller PLC.
 
«Совместно с Российской ассоциацией пивоваров, мы готовы к продолжению дискуссии для того, чтобы предполагаемое повышение акцизных ставок было сбалансированным», – подчеркнули в Carlsberg. В частности, обращается внимание, что повышение ставок на пиво ( 200%) в разы отличает от предполагаемого увеличению акцизов на алкоголь ( 10%). Это может привести к «переориентации» потребителей с пивной продукции на водочную, предупреждают участники рынка.
 
Пиво губит
 
Ранее Минпромторг выступил с инициативой о запрете на законодательном уровне торговли пивом в киосках и на розничных рынках. Кроме того, предлагалось временные ограничения по продаже алкогольной продукции. «Закручивание гаек» связано со стремлением правительства организовать кампанию против пивного алкоголизма.
 
По мнению член комитета Госдумы по делам федерации и региональной политике Антона Белякова, такого рода алкоголизму оказались особенно подвержены несовершеннолетние. Депутат приводит данные исследований, согласно которым сегодня многие подростки начинают употреблять пиво с 10 лет. Причем, пивной алкоголизм развивается в три-четыре раза быстрее водочного и меньше поддается лечению. По словам председателя экспертного совета по алкоголю Госдумы Михаила Блинова, в последние годы пивной рынок рос за счет снижения возраста своих потребителей, и на сегодняшний день на учете в диспансере стоят уже 11-12-летние алкоголики.
 
Однако не исключено, что проводимая антиалкогольная кампания, в первую очередь, приведет к повышению цен на пиво. «Подготовленный Минфином РФ проект закона о внесении изменений в главу 22 Налогового кодекса РФ, предусматривающий существенный рост ставок акцизов на пиво, безусловно, невыгоден производителям пива. Хотя акциз – это косвенный налог, который в итоге заплатит покупатель, нововведение безусловно отразится на финансовых показателях игроков рынка», – говорит Андрей Приходько, руководитель Департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит».
 
Между тем, в связи с кризисом отмечается тенденция изменения потребительских предпочтений. По словам Максима Клягина, аналитика УК "Финам Менеджмент", если раньше потребитель мог себе позволить бутылку за 55 рублей, то на фоне сокращения доходов и роста цен, которое наблюдалось по итогам первого полугодия, предпочтения отдаются продукции в ценовом сегменте 25-30 рублей.
 
источник: http://alcnet.ru/